вступление раздела история

Рэйтынг: / 0
ДрэннаВыдатна 

 

РЕФОРМАТСКИЕ ХРАМЫ (СБОРЫ) В БЕЛАРУСИ




Первые кальвинистские сборы появились на территории нынешней Беларуси еще при жизни самого Жана Кальвина (1509-1564), то есть синхронно со всей Европой, что говорит о полной интеграции тогдашнего Великого Княжества Литовского в европейскую инфраструктуру. Кальвинизм, поддержанный местной знатью, получил тогда просто ураганное распространение - уже к концу XVI века в стране действовало около 200 кальвинистских сборов, при которых действовали школы, больницы, типографии. Правда, уже в XVII веке в результате слаженных действий католической церкви и ее многочисленных орденов кальвинизм в Беларуси довольно быстро угас. Но остались несколько оригинальных кальвинистских сборов, молчаливых свидетелей Реформации.

........................................................................................................................
{morfeo 1}

После смерти в 1539 году последнего князя Федора Гедеминовича, город Заславль перешел в собственность феодалов Глебовичей, которые расширили территорию замка, укрепили его бастионами, водяным рвом и въездными воротами. На замковой территории был построен кирпичный кальвинистский Собор (Спасо-Преображенская церковь), к XVI веку библиотека Спасо-Преображенской церкви насчитывала уже 375 книг. В Заславле были открыты кальвинистские школы, а в местной типографии публиковал свои книги белорусский просветитель Сымон Будный - в 1574 году здесь была издана его Библия.

........................................................................................................................
{morfeo 2}

Реформатский сбор в Вильне- древней столице Беларуси (совр. Вильнюс). Черно-белые фото- вид до 1939 года. Во времена советской власти были снесены, украшавшие храм, статуи на крыше здания.

........................................................................................................................
{morfeo 3}

Дер. Кухтичи ( Минская обл.) Кальвинистский собор 2-я пол. XVI ст. Небольшой сбор в деревне Кухтичи был возведен в 1560-70 годы. Ряд перестроек незначительно изменил внешний вид приземистого, строгого храма с явно выраженными чертами оборонного зодчества. Как и многие другие, сбор позднее был переосвящен в костел, в конце XVIII века перестроен в фамильную усыпальницу, в XX веке работал как котельная. В прошлом году он был включен в каталог международного фонда «Памятники мира» в числе 100 объектов, которым грозит опасность невосполнимого разрушения. Кстати, в этом же списке присутствуют такие объекты мировой культуры, как Великая Китайская стена, Долина фараонов и др.

........................................................................................................................
{morfeo 4}

Кальвинистский сбор в Слуцке был разрушен во время Второй мировой войны.

........................................................................................................................
{morfeo 5}

Сморгонь - живописный город, славящийся своим хорошо сохранившимся Кальвинистским сбором - ныне костелом Св. Михаила, построенным в начале 17 в.

........................................................................................................................
{morfeo 9}

Кальвинский сбор в Койданове (ныне Дзержинск) на «Гаштольдовой горе» был построен в 1-й пол. XVII в. . Храм был окружён каменной стеной с 9 башнями и обведён рвом, соединенным с речкой Нетечей. Башни с шатровыми крышами имели толщину стен около 1,5 м. Они были сложены из полевого камня и кирпича. Бойницы позволяли вести круговой обстрел и фланкировать огнем стены. Вход на соборный двор шел через браму, увенчанную гербом Радзивиллов. Стены и башни, видимо, являлись укреплениями существовавшего здесь раньше замка, под защитой которого и возвели реформистский храм. 
Прямоугольный в плане зальный объём был накрыт высокой 2-х скатной крышей с более низкой алтарной. В боковых фасадах размещались круглые бойницы. Над входом находилась мощная многоярусная башня; 2 нижних яруса – квадратные в плане, 2 верхних – 8-гранные, накрытые шатром. Башня тоже имела бойницы



ВЯЛІКІЯ ДЗЕЯЧЫ БЕЛАРУСКАЙ РЭФАРМАЦЫІ / ВЕЛИКИЕ ДЕЯТЕЛИ БЕЛОРУССКОЙ РЕФОРМАЦИИ

НИКОЛАЙ РАДЗИВЛИЛ ЧЁРНЫЙ

Биография



Отец — трокский каштелян Ян Николай Радзивилл, мать Анна из рода Кишек. Первоначальное образование получилдомашнее. Юность провёл при королевском дворе в Кракове, где сблизился с будущим великим князем литовским и королём польским Сигизмундом II Августом. После того, как 1544 Сигизмунд Старый передал власть в ВкЛ Сигизмунду II Августу, началось стремительное возвышение Николая Чёрного Радзивилла. Он получил должность земского маршалека и принимал участие в посольских миссиях.

{morfeo 6}

В 1574 во время пребывания в Аугсбурге получил от императора Карла V право на титул князя Священной Римской империи. В 1549 участвовал в боевых действиях против татар на Волыни. В 1550 получил должность канцлера ВкЛ. Похоронен был первоначально в Вильне. В 1647 останки были перенесены в Дубинки (Дубингяй).



Значение

Благодаря его дипломатическим усилиям была осуществлена инкорпорация Ливонии в состав Речи Посполитой после ликвидации Ливонского ордена. Был сторонником сохранения самостоятельности Великого княжества Литовского в составе федеративного государства Речи Посполитой. Одним из первых среди влиятельных магнатов приняв кальвинизм, оказал значительное влияние на распространение и пропаганду реформационных идей.

Под его покровительством и в его владениях действовали типографии в Бресте и в Несвиже, в которых при участии Симона Будного, Мацея Кавячинского и других просветителей печаталась не только религиозная и полемическая, но и светская литература.

........................................................................................................................


Никола́й Радзиви́лл (Николай Рыжий Радзивилл, лит. Mikalojus Radvila Rudasis, польск. Mikołaj Radziwiłł Rudy; 1512, Несвиж — 27 апреля 1584, Вильна) — государственный деятель Великого княжества Литовского, великий гетман литовский в 1553—1566 и 1576—1584 годах, великий канцлер литовский с 1566, воевода троцкий.

{morfeo 7}

Сын Юрия Радзивилла и брат королевы Польши Варвары Радзивилл. Был двоюродным братом Николая Чёрного Радзивилла. В 1574 году получил от императора Карла V право на титул князя. Получил образование заграницей.

Одним из первых среди влиятельных магнатов приняв кальвинизм, оказал значительное влияние на распространение и пропаганду реформационных идей. Приглашал заграничных ученных-протестантов, основал высшую школу для кальвинистской молодежи.

В 1569 году был противником Люблинской унии и сторонником сохранения самостоятельности Великого княжества Литовского в составе федеративного государства Речи Посполитой. После смерти короля Сигизмунда II Августа был фактическим главой Великого княжества Литовского.

Был известным полководцем. С 1561 участвовал в Ливонской войне. Во время компании короля Стефана Батория взял Венден и Великие Луки. Участвовал в осаде Пскова.

........................................................................................................................

Сымон Будны (1530  – 1593 ), беларускі гуманіст, асветнік, вучоны, царкоўны рэфарматар, філосаф, сацыёлаг і гісторык.

{morfeo 8}
Надрукаваў Новы Запавет     з каментарыямі і заўвагамі (1574 ), які быў першай у сусветнай літаратуры спробай радыкальнай рацыяналістычнай крытыкі Евангелля . У 1562 г. з Нясвижскай  друкарні выйшаў Рэфармацкій катэхізіс Сымона Буднага, напісаны ў форме пытанняў і адказаў. Потым Будны друкаваў творы ў Берасьці , Лоску , Вільні . там ён выказваў свае меркаванні аб праблемах веры, аб мірскім прызначэнні чалавека, аб дзяржаўнай уладзе. Палемізаваў па рэлігійных пытаннях з швейцарскім тэолагам Т. Булінгірам , маскоўскім тэолагам Арцеміем , англійскім гісторыкам Дж. Фоксам . Падтрымліваў канцэпцыю абмежаванай, асвечанай манархіі, якая дазваляла б развівацца простым людзям. Адзін з першых ідэолагаў развіцця беларускай культуры на роднай мове, зрабіў значны ўплыў на развіццё беларускай нацыянальнай свядомасці.

Нажаль, Будны на прыканцы свайго жыцця далучыўся да арыянскай гэрэсі.

........................................................................................................................

Василь Тяпинский

{morfeo 10}

 "Акты XVI века свидетельствуют, что продолжатель дела Ф. Скорины белорусский гуманист и просветитель Василь Тяпинский (Амельянович) появился на свет в семье боярина Полоцкого повета в 1530-х или в начале 1540-х годов. Известно, что он участвовал в Инфлянтской войне, служил у подканцлера Астафея Валовича, который поддерживал реформационное движение и книгоиздательскую деятельность в Великом Княжестве Литовском.

По своим взглядам Тяпинский был близок к Сымону Будному. Вместе с ним он принимал участие в протестантских съездах, отстаивал права христианского государства вести справедливые войны против вражеских нашествий и тирании.

Главным делом жизни Василя Тяпинского стало просвещение народа. Ради этого он взялся за перевод на белорусский язык Евангелия и на собственные деньги основал в своем имении Тяпино (теперь Чашникский район) типографию. Эта трудная и кропотливая работа требовала больших средств, которых просветитель не имел. По его признанию, он смог перевести и напечатать только тексты Евангелий от Матфея и Марка и частично от Луки. Просветитель намеривался издать и Катехизис, однако этот план остался нереализованным.

"Евангелие" Василя Тяпинского напечатано в два столбца - на церковнославянском и белорусском языках с многочисленными толкованиями и ссылками на источники. Удачное оформление инициалами и орнаментами напоминает виленские издания Ф. Скорины.

Выдающимся памятником нашей литературы является предисловие к Евангелию, которое дошло до нас в рукописи и хранится в Петербургской библиотеке имени Салтыкова-Щедрина. Ни в каком ином предисловии к белорусским книгам того времени мы не встретим такой, как у Тяпинского, гражданской пламенности и остроты. Просветитель взволнованно пишет о необходимости культурного подъема и сплоченности белорусов - перед угрозой полонизации. Он отстаивает право на образование на родном языке, а тем, кто отрекся от "науки в слове своем", дает совет вспомнить братьев Кирилла и Мефодия, ставших гордостью славянской культуры. Он также призывает светских и духовных властителей сохранять традиции и обычаи предков.

Обращаясь к истории, просветитель утверждает, что славяне дали пример другим европейским народам, когда "своим влосным езыком от так давного часу слово Боже выложили".

Предисловие дышит патриотизмом автора, который отдает Отчизне свои силы и "убогую маетность", чтобы не дать ей погибнуть в темноте и невежестве. Большинство белорусов исповедывало в то время православие. Василь Тяпинский был протестантом, но как подлинный гуманист поднялся до понимания того, что религиозные взгляды - это частное дело каждого человека, но забывать о национальных интересах он никогда не имеет права".

К сожалению, Тяпинский, как и Будный, перешел из кальвинизма в ересь ариан.