библейское богословие/ завет

Если систематическое богословие является систематизированным изложением той или иной доктрины, то библейское богословие рассматривает развитие откровения в истории. Существует два подхода к построению библейского богословия, первый называется - диспенсационализм, а второй – заветное богословие. Отличительной чертой Реформатской церкви является богословие завета. Но что бы лучше понять его суть, нужно разобраться, что такое диспенсационализм. Диспенсация – это домостроительство. По утверждению сторонников такой теории, Бог строил отношения с человеком в разных формах домостроительства. Первая диспенсация – это мир до грехопадения, в котором Бог установил определенные правила, но человек их не исполнил. Таким образом, первая диспенсация окончилась крахом.Таким же образом потерпели поражения и остальные диспенсации, так называемая диспенсация совести, царей, закона. Мы же, по утверждению диспенсационалистов живем в диспенсации благодати. В таком подходе к развитию откровения каждая последующая диспенсация начинает совершенно новые отношения между Богом и человеком, и практически не имеет преемственности с предыдущей. Реформаты отвергают такой взгляд, поскольку он низводит Бога до уровня грешного человека, делая Его недальновидным. Как будто Бог не мог предусмотреть, что человек не исполнит условий в каждом из периодов домостроительства, и был вынужден снова и снова придумывать дежурный план спасения человечества. В какой-то степени Мартина Лютера можно отнести к диспенсационалистам, с его разделением Закона и Евангелия.

Реформатское богословие, как уже было сказано выше, является Заветным богословием. Мы верим, что Бог строит свои отношения с человеком по четкому плану, что еще до сотворения мира, он решил спасти впавших в преступление людей через Христа, и с самого начала до конца Он развивает один план. Говоря о завете, мы учим, что существует два завета, один – завет дел, второй – завет благодати. Завет дел был заключен с Адамом до грехопадения, и на его основании человеку была обещана вечная жизнь при условии совершенного и полного послушания с его стороны. Поскольку после грехопадения получить вечную жизнь по этому завету стало невозможно, то Бог заключил с человечеством новый завет, Завет благодати. В этом завете Бог дарует человеку вечную жизнь без каких либо предварительных условий. Но Завет благодати не был явлен во всей полноте сразу же после грехопадения, он поступательно развивался на протяжении долгих лет. Исследуя Писание, мы видим, что Завет благодати состоит из нескольких заветов, завета с Адамом после грехопадения, завета с Ноем, завета с Авраамом, завета с Моисеем (Закон), Завета с Давидом (Завет царства), и Завета Христова (Новый Завет). Все эти заветы являются частью единого завета благодати, и каждый из них плавно перетекает в последующий. Иными словами, между заветами есть преемственность. Завет Моисея построен на завете Авраама, завет Авраама дополнен Законом. Завет Давида так же построен на предыдущих заветах с Авраамом и Моисеем, и не является самостоятельным заветом. Таким же образом, завет Христа не является абсолютно новым, он не отменяет предыдущие заветы, и не отменяет Закон, как некоторые не правильно то понимают, толкуя некоторые места Писания. Завет Иисуса является воплощением всех предыдущих заветов. Придя, Иисус проповедовал Евангелие Царства, что указывает на исполнение завета с Давидом, и про Христа сказано, что Он сын Авраама и сын Давида. Даже Моисеев Закон не был отменен Христом. Иисус удовлетворил требования Закона, принеся себя в жертву умилостивления. Именно по этой причине нам сегодня не нужно совершать жертвоприношения. Но моральный закон для нас по-прежнему остается в силе. Обратите внимание на слова Закона. Там сказано: «Слушай Израиль, Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской…» Именно так начинается Закон, Бог не ставит условий, для принятия Израиля в свой народ, но уже называет себя их Богом. И потом дает им заповеди, как своему народу, и говорит: «Да не будет у тебя других Богов…». Бог принял Израиль без каких-либо предварительных условий, а потом дал им закон, как народу завета. Поэтому не правильно считать Закон Моисеев заветом дел, он часть Завета благодати. И во Христе мы, будучи приняты в Благодать без предварительных условий, имеем моральный закон, десять заповедей, как неоспоримое правило жизни.

 

О ЗАВЕТЕ БОГА С ЧЕЛОВЕКОМ   (Вестминстерское исповедание веры)


1. Расстояние между Богом и тварью так огромно, что хотя разумные создания и должны повиноваться Ему как своему Творцу, все же они никогда не смогли бы достичь блаженства и награды, если бы не добровольное снисхождение со стороны Бога, которое Ему было угодно выразить в виде завета(1).
2. Первый завет, заключенный с человеком, был заветом труда(2), в котором Адаму была обещана жизнь, и в нем всем его потомкам(3), при условии совершенного личного послушания(4).
3. С человеком, который после грехопадения не мог иметь жизнь по этому завету, Господу было угодно заключить второй завет(5), обычно именуемый заветом благодати, в котором Он дарует грешникам жизнь и спасение через Иисуса Христа, требуя от них веры в Него, чтобы они могли быть спасены(6), и обетование всем тем, которые предуставлены к жизни, дать Его Святого Духа, чтобы соделать их желающими и способными к верованию(7).
4. Этот завет благодати многократно излагается в Писании, связан со смертью Иисуса Христа как завещателя, и касается вечного наследования всего, что завещано в нем(8).
5. Этот завет во времена закона осуществлялся иначе, чем во времена Евангелия(9): под законом он совершался посредством обетований, пророчеств, жертв, обрезания, приношений пасхального агнца, и других прообразов и установлений, данных Еврейскому народу, которые предвещали грядущего Христа(10), что было для того времени достаточным и действенным, и совершалось по действию Духа, чтобы наставлять и укреплять избранных в вере в обещанного Мессию(11), через Которого они получали полное отпущение грехов и вечное спасение; сие называется Ветхим Заветом(12).
6. Во время Евангелия, когда Христос был явлен во плоти(13), действия, которыми этот завет исполняется, состоят в следующем: проповедь Слова Божия и совершение Таинств Крещения и Вечери Господней(14); хотя число их меньше и служение происходит с большей простотой, а внешняя слава выражается скромнее, все же в них установлено более полноты, свидетельства и духов-ной действенности(15) для всех народов, как для иудеев, так и для язычников(16); сие называется Новым Заветом(17). Таким образом, нет двух заветов благодати, отличающихся по своей сути, но есть один в различном совершении(18).
1) Исаия 40:13-17; Иов 9:32,33; 1 Царств 2:25; Псалом 112:5,6; Псалом 99:2,3; Иов 22:2,3; Иов 35:7,8; Луки 17:10; Деяния 17:24,25
2) Галатам 3:12
3) Римлянам 10:5; Римлянам 5:12-20
4) Бытие 2:17; Галатам 3:10
5) Галатам 3:21; Римлынам 8:3; Римлянам 3:20,214 Бытие 3:15; Исаия 42:6
6) Марка 16:15,16; Иоанна 3:16; Римлянам 10:6,9; Галатам 3:11
7) Иезекииль 36:26,27; Иоанна 6:44,45
8) Евреям 9:15-17; Евреям 7:22; Луки 22:20; 1 Коринфянам 11:25
9) 2 Коринфянам 3:6-9
10) Евреям 8,9 и 10; Римлянам 4:114 Колосянам 2:11,12; 1 Коринфянам 5:7
11) 1 Коринфянам 10:1-4; Евреям 11:13; Иоанна 8:56
12) Галатам 3:7-9,14
13) Колосянам 2:17
14) Матфея 28:19,20; 1 Коринфянам 11:23-25
15) Еверям 12:22-28; Иеремия 31:33,34
16) Матфея 28:19; Ефесянам 2:15-19
17) Луки 22:20
18) Галатам 3:14,16; Римлянам 3:21-23,30; Псалом 31:1; Римлянам 4:3,6,16,17,23,24; Евреям 13:8; Деяния 15:11


ВИДЕО ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ: "ЗАВЕТ"

..........................................................................................................................................

 

 

Религиозный календарь в книге "Левит"

Рэйтынг: / 0

                           «Праздник Пасхи»

 

Вступление: Этим праздником должно, согласно повелению Божьему,  начинаться празднование религиозного года в Израиле. Он является, пожалуй, самым важным праздником, поэтому начать рассмотрение праздников следует с него.

Падрабязней...

Илия - пророк Божий

Рэйтынг: / 0

В книге Второзаконие Моисей обращается к Израильскому народу с такими словами: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте» (Втор.18:15).  Обычно христиане относят эти слова к Иисусу Христу, по той причине,  что в книге Деяний Апостолов два раза, один раз устами Петра (Деян.3:22), второй раз устами Стефана, говорится, что этот пророк –  Иисус (Деян.7:37). Безусловно, эти слова Моисея относятся к Иисусу, но думаю, что в них заложен несколько более глубокий смысл.

Если мы посмотрим внимательнее контекст, то увидим, что Моисей говорит здесь не о каком-то конкретном пророке. В четырнадцатом стихе восемнадцатой главы Второзакония, мы читаем: «ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой». А следующий стих уже говорит, что Бог даст Израилю пророка. Другими словами, здесь указывается на то, что Бог будет научать Израильский народ через пророков. Если мы прочитаем дальше, то увидим следующее: «так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили. Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;  а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу». Здесь мы снова видим, что указание на пророка, скорее общее, нежели конкретное. Израиль просил, что бы Бог не говорил с ними напрямую, и Бог обещает, что отныне будет говорить через пророков. И еще больше подтверждают данное мнение слова из стиха двадцатого: «но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти». Этот стих подчеркивает, что пророк этот – это не кто-то конкретный, как не является конкретным пророк, который дерзнет говорить сам от себя, а собирательный образ всех пророков, которых господь будет давать Израильскому народу.

Падрабязней...

Обетования при крещении.

Рэйтынг: / 0
Д-р Н. Гоотьес (N.H. Gootjes)

 


Напечатано с разрешения из Clarion том 48, No. 20, 21, (1999)

В радостный момент крещения ребёнка в общине происходит нечто большее, чем простое церемониальное окропление его водой. Зачитывается Форма Крещения Младенцев. Крещение – это обряд, глубокий по содержанию. Родителям надлежит знать о значении и происхождении крещения. Более того, сами дети по мере взросления должны узнавать, почему когда-то их крестили, ибо таинство – это не магический обряд, но знак, имеющий ясную цель[2]. Форма объясняет значение этого таинства, дабы могли знать, на что желает обратить наше внимание Бог в крещении.

Падрабязней...

Крещение младенцев и суверенная благодать

Рэйтынг: / 0

И пусть наши дети не понимают сути происходящего — мы всё равно не отстраним их от крещения. Ведь если не ведая того они подпали под осуждение в Адаме, то точно так же, не ведая того, они становятся причастниками благодати во Христе

Этот отрывок взят из Формы преподания Святого Крещения, которая используется в Реформатских Церквах. Он превосходно обобщает всё то, что будет изложено в данной статье, а именно: крещение младенцев есть составная часть учения о суверенной благодати, и отрицание крещения младенцев равносильно отрицанию суверенной, непреодолимой и действенной благодати.

Падрабязней...

Ветхий Завет в Новом

Рэйтынг: / 1

Ричард М. Дэвидсон

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЦИТАТ АВТОРАМИ НОВОГО ЗАВЕТА

Вступление

Одним из самых острых вопросов, которые встают при обсуждении проблемы боговдохновенности Священного Писания, является вопрос об отношениях между Ветхим Заветом и Новым и, в частности, цитирование Ветхого Завета авторами Нового Завета1. Те, кто придерживается консервативной точки зрения относительно инспирации, признают, что Библия сама свидетельствует о единстве и гармонии отдельных ее частей2. Принятие этой позиции приводит к убеждению, что авторы Нового Завета при цитировании Ветхого использовали отрывки, не вырывая их из контекста. Эта позиция оставалась неизменной до наступления века Просвещения и появления историко-критического метода исследования.

Падрабязней...

Завет благодати (теологическое исследование)

Рэйтынг: / 1

Изучающие историческую теологию, даже те, чье мнение об истории Божественного откровения кардинально отличается от общепринятого в классической Реформатской теологии, признали, что теология завета — это целая эпоха в восприятии и понимании поступательного характера Божественного откровения. Уильям Робертсон Смит, например, дает ей следующую оценку: "Федеральная Теология Коссеуса, при всех ее недостатках, является среди работ протестантских теологов старшего поколения важнейшей попыткой должным образом учесть историческое развитие откровения". Герхардус Фос, основательно изучивший теологию завета и благожелательно относящийся к ней, говорит: "С самого начала было очевидно, что, постигая поступательный характер обретения истины, она стремится, прежде всего, обнаружить истинный исторический смысл этого процесса".

Падрабязней...

Жизнь в Завете

Рэйтынг: / 0

Доктрина Божьего завета играет очень важную роль в истории Реформатской церкви.  Однако не следует думать, что завет – это только догматическое понятие. В этой статье профессор Я. Камфус подчеркивает, что завет – это реальность, реальность нашей жизни – жизни Божьих детей.

Статья написана на основе работы, представленной студентам Богословской Семинарии в Кампене. Позже она была опубликована  Vijbrief, Haarlem в «Вечном завете». С любезного разрешения автора,  доктор Д. ван Вейнен   переработал и перевел эту статью.

 

Падрабязней...